Трофимова Варвара Сергеевна

Учитель начальных классов

Прохождение практики в ДОЛ "Молодёжный"

Прохождение практики в ДОЛ "Молодёжный"

Прохождение педагогической практики в детском оздоровительном лагере "Молодёжный" стало для меня крайне важным и насыщенным этапом профессионального развития. Эти 20 дней погрузили меня в мир младших школьников, полный непосредственности, энергии и особых потребностей, что позволило мне не только применить теорию из университета, но и получить глубокое практическое понимание работы с этим возрастом.Прохождение педагогической практики в детском оздоровительном лагере "Молодёжный" стало для меня крайне важным и насыщенным этапом профессионального развития. Эти 20 дней погрузили меня в мир младших школьников, полный непосредственности, энергии и особых потребностей, что позволило мне не только применить теорию из университета, но и получить глубокое практическое понимание работы с этим возрастом.


Приобретенные навыки и опыт:

  • Понимание особенностей младшего школьного возраста: Научилась работать с высокой эмоциональностью, быстрой сменой настроений, потребностью в постоянном движении и игровой деятельности, а также с еще формирующимися навыками самоорганизации и бытового самообслуживания.
  • Развитие навыков организации игр и творчества: Существенно улучшила умение придумывать, адаптировать и проводить игры, соответствующие интересам и возможностям 8-9 летних детей (подвижные, сюжетно-ролевые, настольные, творческие мастер-классы). Освоила приемы быстрого вовлечения всей группы.
  • Формирование бытовых навыков и режимных моментов: Получила практический опыт организации и помощи детям в повседневных делах: подготовка ко сну, уборка в комнатах, соблюдение личной гигиены, прием пищи, сборы на мероприятия. Научилась превращать рутину в игру.
  • Управление эмоциями и разрешение "малышовых" конфликтов: Освоила методы успокоения группы, переключения внимания, помощи детям в выражении чувств словами (а не действиями). Научилась быстро гасить мелкие ссоры ("он мой карандаш взял!", "она меня толкнула!") через посредничество и простые примирительные ритуалы.
  • Эффективная коммуникация с родителями: Получила первый опыт краткого, но позитивного и информативного общения с родителями в день заезда/отъезда, а также в рамках разрешения мелких бытовых вопросов (потерянная вещь, легкая царапина).

Трудности и их преодоление (Специфика 8-9 лет):

Работа с младшим отрядом в "Молодёжном" была полна радости, но и потребовала преодоления характерных для этого возраста сложностей:

  1. Высокая энергия и эмоциональные "качели": Дети этого возраста очень подвижны, легко перевозбуждаются и так же быстро устают или расстраиваются. Удержать их внимание дольше 20-30 минут, успокоить после активной игры или утешить при мелкой обиде было первоначальной сложностью.
    • Преодоление: Освоила технику четких и коротких инструкций, активно использовала ритуалы (особые песни, хлопки, "волшебные слова") для привлечения внимания и переключения. Научилась чувствовать момент переутомления и вовремя предлагать спокойные игры или отдых. Всегда имела в запасе "успокаивающие" истории или простые дыхательные упражнения ("подуем на одуванчик"). Важным стало чередование активностей и спокойных занятий.
  2. Организация быта и самообслуживание: Для многих детей это был первый опыт длительного пребывания без родителей. Возникали трудности с самостоятельным одеванием (особенно на прогулку или мероприятие), заправкой кроватей, уборкой вещей, соблюдением правил гигиены (чистка зубов, мытье рук).
    • Преодоление: Превратила рутину в игру и соревнование ("Кто быстрее и аккуратнее оденется?", "Чья кровать сегодня самая ровная?", "Ищем микробов на руках – а теперь смываем!"). Ввела систему простых дежурств с посильными задачами. Постоянно хвалила за малейшие успехи в самостоятельности. Проявляла терпение и помогала тем, кому было особенно трудно, не делая всё за них.
  3. Детская непосредственность и непредсказуемость: Реакции детей 8-9 лет могут быть очень непосредственными и неожиданными. Плач из-за сломанного карандаша, внезапный страх темноты, нежелание участвовать в игре "просто потому", сиюминутные обиды – всё это требовало быстрой реакции и гибкости.
    • Преодоление: Научилась не обесценивать детские чувства ("Это же ерунда!"), а принимать и проговаривать их ("Понимаю, ты расстроился из-за карандаша, давай попробуем его починить/возьмем другой"). Использовала отвлекающие маневры и юмор (где уместно). Всегда имела альтернативные варианты заданий для ребенка, который вдруг отказывался участвовать. Создала в отряде атмосферу принятия, где каждый мог чувствовать себя в безопасности.
  4. Потребность в постоянном внимании и тактильном контакте: Многие дети в этом возрасте еще очень нуждаются в физическом подтверждении любви и поддержки (обнять, взять за руку, погладить по голове), а также в индивидуальном внимании вожатого. Распределить это внимание равномерно на 25-30 человек было непросто.
    • Преодоление: Старалась находить время для краткого индивидуального общения с каждым ребенком в течение дня (спросить про дела, похвалить рисунок, просто улыбнуться). Использовала тактильный контакт (объятия, "дай пять", рука на плече) как инструмент поддержки и установления доверия, но всегда уважала личные границы ребенка, если он не был к этому расположен. Поощряла дружескую поддержку между детьми.

Итоги и выводы:







Практика с отрядом 8-9 лет в "Молодёжном" была для меня настоящим испытанием на прочность, терпение и творчество, но она же подарила невероятный заряд позитива и уверенности. Я убедилась, насколько важны для работы с младшими школьниками: безграничное терпение, умение видеть мир их глазами, искренняя радость за их маленькие победы, артистизм, способность быстро переключаться и находить нестандартные решения, а также огромное количество любви и заботы.

На 1 летней смене ребята оказались в гранд-отеле «Эрзелем», в котором проживают чувства и эмоции. Смогут ли стажеры помочь вернуть гармонию в Эрзелем ? Перейдя по этой ссылке вы можете увидеть наш первый день: https://vk.com/wall-55333808_11422





Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ